Электродвигатели общепромышленного назначения предназначаются для применения в качестве приводного оборудования исполнительных механизмов без специальных требований.
Условия эксплуатации
Двигатели используемы при:
- внешних механических воздействиях, определяемых для групп М3 и М9 (ГОСТ 17516.1), без ударов многократного действия;
- внешней вибрации частотой до 55 Гц и ускорением до 10 м²/с;– отклонениях в сети электропитания: напряжения на 5% или частоты – на 2%;
- одновременном отклонении этих параметров внутри зоны «А» (ГОСТ 28173 и МЭК 60034-1);
- на высоте до 1000 м над уровнем моря;
- при температурах до +40°С.
- Двигатели можно использовать и на абсолютной высоте более 1000 м и при температурах выше +40°С при условии снижения отдаваемой мощности. Снижение от номинальной мощности должно быть:
- Для высот, на каждые 500 м: до 1500 м – на 2%; до 2500 м – ещё по 3%, до 4000 м – ещё по 4%, до 4300 – ещё на 6% (мощность составляет 74% номинальной);
- Для температур, на каждые 5°С: до +50°С – 4%, до +60°С – ещё по 5% (при +60°С мощность – 82% номинальной).
Электродвигатели с сервис-факторами
Изделия могут иметь сервис=факторы 1,1 и 1,15, допускающие:
- Непродолжительную перегрузку, соответственно, на 10 и 15 процентов. Перегрузка допускается при нормальных условиях использования и номинальных параметрах сети – напряжения и частоты.
- Двухминутную 1,5-кратную перегрузку по току или по моменту.
- Длительную работу при температурах окружающего воздуха до +50°С при номинальных значениях параметров сети.
- Отклонение питающего напряжения на 10% от номинала, но при этом частота и нагрузка должны быть номинальны.
- Перегрузку при отклонении одновременно напряжения и частоты внутри зоны «А» (предельная перегрузка зависит от отклонения).
Следует иметь в виду, что электродвигатель с сервис-фактором длительно эксплуатировать с перегрузкой нельзя. Его рабочий ресурс в этом случае уменьшается в 3 раза. При нагревании подшипников до 90-100 градусов нужно чаще менять смазку. Продолжительная работа двигателя с сервис-фактором со сверхнормативной нагрузкой при сильных отклонениях параметров сети от номинальных значений на долговечности оборудования сказывается отрицательно.
Двигатели с двумя рабочими концами вала
Для такого типа электродвигателя:
- нагрузка второго конца должна быть не выше половины номинальной;
- соединение второго конца с исполнительным механизмом – только эластичное муфтовое;
- общая нагрузка на обоих концах не должна быть выше номинальной, обозначенной на паспортной табличке изделия.
Режимы работы (ГОСТ 28173 и МЭК 34-1)
- S1 – продолжительный. Работа с неизменной нагрузкой в течение времени, при котором в двигателе достигается и удерживается тепловое равновесие.
- S2 – кратковременный. Продолжительность работы с постоянной нагрузкой для достижения теплового равновесия недостаточна. Продолжительность остановки – до охлаждения практически до температуры окружающей среды.
- S3 – периодический повторно-кратковременный. Циклическая работа с постоянной нагрузкой, при которой за время работы двигатель не достигает равновесной температуры, а за время останова – температуры окружающей среды.
- S4 – S3 с влиянием пусковых процессов. Режим S3 с заметной продолжительностью времени пуска.
- S5 – S4 с электрическим торможением. Режим S4 с быстрым торможением электрическим методом.
- S6 – перемежающийся. Циклическая работа с постоянной нагрузкой, перемежающейся с работой на холостом ходу. За периоды работы и холостого хода равновесная температура в двигателе не достигается.
Основной режим работы электродвигателя обозначается на паспортной табличке. Эксплуатация в другом режиме производится с учётом рекомендаций Изготовителя.
Надёжность двигателей
Наработка, в часах:
- до капитального ремонта (средняя) – не менее 20 000;
- на отказ (средняя) – не менее 15 000;
- расчётная для подшипника – 20 000.