Насосы 2НВР-90Д имеют блочную компоновку. На стойке 4, в соответствии с рисунком, закрепленной на плите 79 болтами, с одной стороны через крышку 2 установлен электродвигатель 1, с другой стороны рабочий блок насоса, помещенный в корпус 9.
Вход и выход насоса выполнены в стойке. Входной патрубок расположен на верхней стенке стойки, выхлопной патрубок – на боковой стенке стойки. Элементы технического обслуживания насоса расположены со стороны торцевой и верхней стенок корпуса 9. К ним относятся:
- отверстия для залива и слива масла, закрытые, соответственно, пробками 20 с уплотнителями 21;
- смотровое стекло 67 для контроля уровня масла;
- ручка управления газобалластным устройством 58.
Рабочий блок насоса состоит из двух ступеней, образованных цилиндрами 23 и 29, роторами 13 и 28, пластинами 10 и 14. Цилиндры и крышки собраны в блок на штифтах 77 и стянуты шпильками. Ротора вращаются в подшипниках качения.
Конец вала ротора II ступени, выведенный в заднюю крышку 17, является ротором маслонасоса пластинчато-роторного типа 18. Масло в маслонасос поступает через фильтр 43 по каналу в задней крышке 17, а от маслонасоса через нагнетательный канал П (сечение К-К) в канал Н. Для поддержания определенного давления в нагнетательном канале в задней крышке 17 установлен предохранительный клапан 42.
По каналу Н масло направляется в стойку 4 на смазку манжет 31 и 33 и по каналам в задней крышке 17 – под клапан 50 подачи масла во II ступень. По этому каналу масло поступает через штуцер 54 в цилиндр II ступени, а при пониженных входных давлениях и в цилиндр 1 ступени через жиклер 72 в средней крышке 24.
При останове насоса цилиндры I и II ступеней остаются под вакуумом. К подшипнику и манжете в задней крышке 17 масло поступает непосредственно от маслонасоса по торцевым зазорам.
Насос снабжен газобалластным устройством, предназначенным для предотвращения конденсации паров при откачке парогазовых смесей. Расход воздуха через газобалластное устройство устанавливается за счет калиброванного отверстия. Система выхлопа насоса в соответствии с рисунком состоит из резиновых клапанов 44, пружин 51, крышек 52, служащих одновременно ограничителями хода клапанов 44, маслоотражающих экранов 12 и 40. Для предотвращения попадания в насос твердых частиц во входном патрубке установлен фильтр 6. Охлаждение насоса воздушное. Забор воздуха крыльчаткой 35 осуществляется через щели в крышке 2.